]Урок 3.Удары
Как это "из этого положения сюда ударить нельзя"?
А если так? Ну и что, что ногой? Ну и что, что с разворота?
Ну и что, что голова оказывается у земли? Но ударить-то можно!
После выбора оружия, следует заняться собственно ударами, которые им можно наносить. Без четко поставленного удара даже не стоит думать о каких-то связках, комбинациях и финтах. Вообще, при нанесении удара работают 3 группы мышц, обеспечивающие собственно удар. Это плечевой сустав + тело, локтевой сустав и собственно кисть. Естественно, что в случае, когда в ударе участвуют все 3 группы мышц, то удар получается наиболее сильным, и наоборот, удар, произведенный одной кистью, будет слаб, и делать его стоит лишь в расчете на порез мягких тканей. В современном историческом фехтовании существует 6(7) рубящих базовых ударов. Но они заточены под удары клинковым оружием. Ниже постараюсь перечислить и охарактеризовать их:
- Засечный. Это так называемый косой удар сверху. Для наглядности, представьте у себя в правой руке клинок, поднимите руку вверх, и опустите резко руку на воображаемого противника, целясь ему так, чтобы клинок вошел в плечо и вышел со стороны противоположенного бедра или блока. Так же можно бить в голову. Удар выполняется как с левой стороны, так и справа. Единственное что, в случае исполнения удара правшой слева, возможны два варианта. В одном из них поднимаем руку и опускаем как в случае удара справа, целясь в правое плечо противника, чтобы вышло с левой стороны у бедра, но во втором эта процедура несколько отличается. Поднимаем правую руку, полусогнутую, с зажатым клинком, слегка поворачивая корпус влево. Выносим локоть вперед, проворачивая опускающееся к земле лезвие в кисти, и разгибаем локоть в ударе, рывком нанося удар. Кстати, данный удар в левом исполнении, легко можно перенаправлять почти на весь бок противника, от головы до бедра.
- Поземный. Простой удар параллельный земле. Удар наносится, как правило, просто выкидыванием руки в рубящем горизонтальном ударе справа или слева. В случае удара справа, поворачиваем слегка корпус влево, и за счет выдвигающегося за счет этого правого плеча выкидываем руку с клинком в рубящем ударе. При аналогичном ударе слева, сначала идет сворачивание корпуса влево, занося клинок, и на развороте обратно, следует удар.
- Отсечка. Удар идет снизу вверх, так сказать, обратный засечному. Опять таки, в случае «правого» исполнения удара, удар идет на повороте корпуса влево, ударяя клинком снизу в бок противника, примерно прикидывая траекторию, чтобы выход был в районе противоположного плеча. В случае «левого» удара, аналогично предыдущим, возможно 2 варианта. В первом – простой удар снизу вверх, аналогичный варианту справа, на разворачивании корпуса. Во втором же, представьте, что рука находится согнутой, под углом 90 градусов в локте, лезвием вверх. Разворачиваем корпус влево, и на обратном повороте, опускаем лучевую кость руки вниз, и при прохождении нижнего положения распрямляем в ударе. Преимущество данного варианта в том, что удар может идти не только в бедро или бок противника снизу вверх, но и в том, что абсолютно реально последней четвертью (третью) клинка ударить в коленный сустав, или же, в конце разгибании руки, ударить подмышку. Причем удар подмышку может быть произведен как под левую, так и под правую руку противника, из данного положения, с некоторыми не сложными доработками.
Особым вариантом отсечки может являться отсечка в челюсть. Если вы правша, то делаем отсечку по второму варианту. Но поднимаем высоко вверх руку локтем вверх, и как маятником наносим удар изнутри наружу разгибая и выпрямляя руку, целясь в челюсть противника с правой стороны (для него).
- Колун. Последний из основных ударов. Название взято по типу топора для колки дров. Удар идет чисто сверху вниз на голову противника. Этот удар очень сильный, так как силу тяжести еще никто не отменял, и если произведен с двух рук(2 руки держат 1 оружие) то никакой блок, поставленный одной рукой, не в состоянии заблокировать.
В отличие от рубящих ударов, которых гораздо больше, колющих всего три: сверху, сбоку, и снизу. Причем каждый из этих ударов, практически неизменным используется в атаке по трем уровням – уключный (голова и плечи), средний (грудь, бока, живот), подольный (бедра, ноги).
Особенность заключается в том, что удары наносятся не из центра наружу (от себя вперед) подобно прямому удару кулаком, а снаружи в центр, подобно тому, как наносятся апперкот и хук. При этом удар обретает гораздо большую энергию, за счет доворота корпуса и включения в действие дополнительных групп мышц.
Кроме того, при данной схеме удара, боец несколько смещается от возможного встречного удара, даже если тот начался одновременно, но имеет вид линейной атаки (от себя).
Наконец, самое главное: практически исключается “мертвая точка”, которая присутствует при обычном уколе наносимом от себя, когда клинок выдвигается максимально, останавливается и начинает возврат на следующий замах. Напротив, движение проходит так, что завершающая стадия колющего удара подвижна и, независимо от попадания или промаха, уже является начальной стадией последующего движения (защиты или замаха). Таким образом, достигается слитность движений, когда одно действие порождает другое, уменьшая шансы противника на эффективную защиту и контратаку.
- Режущие. Режущие повреждения наносят почти все сабли (сюда относим и все восточное оружие, включая катаны), кинжалы и ножи, если ими размахивать. Никто не спорит, что порезать остро оточенным скальпелем быстрее, чем им рубить. Но все же дело в том, что даже идеально остро заточенным скальпелем невыносимо трудно резать сталь. И все режущие удары предназначены либо против слабо защищенных противников, либо против незащищенных частей тел.
На этом основные удары, принятые в историческом фехтовании, заканчиваются. Все остальные – лишь производные от этих, или их комбинации. Как пример, можно рассмотреть так называемый «плевок». Этот удар похож на поземный, но выполняется за счет раскрута лучевой кости руки с последующим ее распрямлением и выбросом в ударе, как правило, кончиком клинка направленным в висок противника.
Ах да!!! Не стоит забывать, что в бою у вас есть еще руки, ноги и голова. И в некоторых случаях для победы, бывает не лишним выпустить оружие, и ударить оппонента в лицо кулаком. Но все приемы и удары, использующиеся в различных единоборствах, я рассматривать не буду, ибо это займет очень много времени.
Отдельно хочется сказать по поводу финтов и прочих комбинаций. Какой бы не был финт, каково бы не было обманное движение, вы в любом случае двигаете рукой, телом, клинком в определенном порядке, и вас могут перехватить еще до того, как вы начнете завершать финт.
Урок 4.Блоки и уходы.
Итак, мы разобрались с ударами. Следует помнить, что практически на каждый прямой удар, найдется своя защита. Защита может сводиться к уходам с линий атак, или же блокам. Блоки бывают жесткие и гибкие.
Имеет смысл обсудить некоторые моменты защиты с точки зрения ее дистанционных особенностей. Именно дистанция, как правило, диктует тот или иной образ защиты. Схематично можно обозначить три основных дистанции:
1. Дальняя дистанция — защита приходится на последнюю фазу удара противника. При этом атакующее оружие имеет большую скорость, а поражающей областью является последний отрезок оружия. Защита должна строится максимально близко к себе, по типу жесткой преграды поражающему элементу. Меч имеет максимальную пробивающую силу (топор максимальную тяжесть удара).
2. Средняя дистанция — защита приходится на вторую половину удара. При этом удар уже сформировался, но не всегда набрал максимальную силу. Поражающей областью является средняя часть оружия, реже последняя треть. Защита может строиться на расстоянии от себя, встречным движением направленным на блокировку оружия или на сбивание его с траектории атаки.
Меч имеет максимальную тяжесть удара (топор менее опасен, если попал топорищем).
3. Ближняя дистанция — защита приходится на первую фазу удара, который еще может частично изменить направление. Сила удара еще не велика, а поражающая область ограничивается серединой оружия, либо первой третью. Защита может строиться как под первую треть оружия, так и под боевую руку (кисть, локоть, плечо).
Меч имеет минимальную силу (топор способен слабо ударить на излете).
Вполне понятно, что самая неудобная для ударов — именно ближняя дистанция. Оптимальна средняя и чуть хуже — дальняя. Иной раз, даже без акцентированных защитных действий, неожиданное сближение или разрыв дистанции сводит на нет подготовленные удары противника.
На дальней дистанции достаточно сместиться назад и вбок. На средней — переместиться в сторону или сократить дистанцию. На ближней — можно применить толчок корпусом (щитом).
Очевидно, что чем ближе к началу удара защитное действие, тем его эффективность выше. Оптимальный вариант ломки атаки именно в момент ее зарождения (в миг замысла), когда рука-оружие начинают движение. Итак, начнем, пожалуй, с уходов. Ведь выгоднее уйти из-под удара и атаковать самому, чем порой уходить в глухую оборону, хотя и последнее не редко бывает выгодно. Но уходить надо не простым отпрыгиванием в сторону, ибо это ничего не даст.
Уход от колющих ударов. Уйти от колющего удара довольно проблематично хотя бы в силу того, что удар очень быстр, особенно если наносится шпагой. Достаточно посмотреть на то, как фехтуют шпажисты. Заметьте, там нет ни одного ухода или даже попытки. Только блоки отводы лезвий в стороны. Но все же, если колющий удар наносится, скажем, мечом, то увернуться есть возможность, за счет того, что меч имеет массу приличную и, как следствие, большую инертность. Если колющий удар идет в ногу или руку, то просто убираем ее подальше рывком, и обязательно не по линии укола. Если укол идет в тело, то наиболее выгодно просто повернуть рывком корпус, одним из плеч к противнику и чуть отклонить назад. В данном случае лезвие клинка пройдет параллельно вашему телу, и в лучшем случае поцарапает, не более.
При ударе вертикально сверху вниз (колун) самый простой способ, просто резко шагнуть (отпрыгнуть) в сторону.
Удар параллельный земле (поземный). Начнем с того, что можно наносить такой удар где то на трех уровнях – на уровне колен, пояса и груди (плеч и выше). В первом случае, из вертикальной стойки просто бить крайне неудобно. Но все же если удар произошел, то можно подпрыгнуть, подобрав колени к груди (если на вас нет доспеха естественно). Если удар идет на высоком уровне, имеет смысл резко присесть, в данном варианте клинок пройдет над вашей головой. При ударе в область пояса можно сделать следующий вариант: отпрыгивайте ногами и тазом назад, втягивая живот, при этом наклоняя корпус вперед. В данном варианте получится так, что острие клинка противника, пройдет у вас вблизи живота, в самом лучшем для противника случае распоров одежду, ваши же руки будут подняты и с клинком, что позволит сделать вам удар сверху.
Рубящие удары сверху (Засечный). При таких ударах, как правило, можно отойти назад, но все же существует еще один вариант. Предположим по нам идет удар в левое плечо, по диагонали. Для ухода от него необходимо одновременно сделать шаг вбок атакующей руки противника, приседая и сворачивая корпус так, чтобы клинок противника проходил параллельно вашей спине. Далее идет разгибание корпуса и вставание с согнутых ног. Забегая вперед, хочу сказать, что если этот уход грамотно доработать, то может получиться удивительная вещь. Но, как и что, я объясню далее.
Что касается блоков. В этом уроке я рассмотрю лишь то, как ставить жесткие блоки. Виды гибких блоков и их последствий будут указаны в последней главе. Преимущество жесткого блока в том, что вы знаете, в какой точке остановите оружие противника, что позволяет вам эффективно использовать свободные руки и ноги для ударов. В противоположность, все «гибкие» блоки. Делаются на инерциях и движении. В таких случаях бесполезно пытаться атаковать конечностями свободными, но зато оружие выходит на удар.
Итак, жесткий блок представляет собой фиксированное оружие, выставленное на пути атакующего оружия. В случае клинкового оружия, как правило, место удара располагается примерно по середине длины лезвия. Следует помнить, что энергию удара погасить может лишь встречный удар с такой же энергией, либо жестко фиксированная поверхность. Для установки жесткого блока, общей фиксированной стойкой будет рука, держащая оружие с упором в суставы. Хочется заметить, что блоки не идеальны, и могут пробиваться. Как пример, могу сказать, что если одноручный длинный меч взять в 2 руки и с замаха ударить по клинку, выставленному в блоке, то клинок сметет в сторону защищающего, и, хотя удар слегка смягчится, но все равно цель будет достигнута. Тоже самое, если масса атакующего оружия противника более чем в 2-3 и т.д. раза превосходит массу защищающегося (бессмысленно ставить блок длинным клинком на пути двуручника). Итак, начнем. Далее приводятся примеры жестких блоков при установке им клинковым оружием. Для владения другим оружием, существуют несколько иные вариации, но все их просто не реально указать. Требуется индивидуальный подход. В этих примерах и далее начальной считается стойка, когда рука полусогнута, угол между лучевой костью и предплечьем составляет 90 градусов. Рука находится немного перед собой, примерно по центру вашего тела. Клинок зажат в руке лезвием вверх. Правша.
А) Колун. Вертикальный удар четко направленный на разделение вас на две половинки. Для установки блока поднимаем руку с клинком(основную) и выставляем горизонтально над головой. При этом надо выставить так, чтобы точка удара клинка о клинок, приходилась как можно ближе к вашей гарде (момент силы М=F*l, где F- сила удара, l – плечо удара, в среднем считается от гарды или того места, за которое вы держите клинок)
Б) Засечный справа. Удар идет по диагонали сверху в ваше левое плечо, висок, голову или шею. Тут возможны 2 варианта. В первом варианте, просто двигаем руку с клинком в сторону удара, чуть приподняв. Лезвие клинка все так же направлено вверх. Во втором варианте, поднимаем руку вверх локтевым суставом и кистью. При этом лезвие клинка поворачивается и начинает смотреть вниз под углом, своеобразным склоном. Если удар особо мощный, и вы чуете, что может пробить блок, то легко в данном положении кончиком клинка упереться в собственное плечо, что даст вам необходимую фиксацию и не пробиваемость блока. (Следует помнить, что двуручник даже если ударит в такой жестко фиксированный клинок, легко может просто сломать его)
В) Засечный слева. Удар идет по диагонали сверху в ваше правое плечо, висок, голову или шею. Чтобы поставить блок, просто поворачиваем в горизонтальной плоскости лучевую кость руки с клинком в сторону удара, слегка наклоняя лезвие так, чтобы удар пришелся немного вскользь нашего клинка.
Г) Поземный справа. Удар идет в левый бок, бедро, колено. Варианта опять таки 2. В первом распрямляем руку с клинком навстречу удару (только для бедра и бока). Лезвие держим слегка наклоненное острием «наружу». Во втором варианте, поднимаем локоть на уровень где-то солнечного сплетения, поворачиваем кисть лезвием вертикально вниз. Таким образом, как бы ставя полосу металла вдоль бока.
Д) Поземный слева. Удар идет в правый бок, бедро, колено. Для установки блока, распрямляем руку с клинком, поворачивая так, чтобы лучевая кость примерно была в одной прямой с предплечьем. Дорабатывая кистью, можно опустить лезвие вниз, если не хватает длины.
Е) Удар снизу. Удар идет снизу-вверх слева в колено, бедро, бок, подмышку. Блок ставится аналогично поземному слева в первом варианте. Единственным отличием может быть более горизонтальное положение клинка в блоке.
Ж) Удар снизу. Удар идет снизу-вверх справа в колено, бедро, бок, подмышку. Блок ставится аналогично поземному слева, за может быть отличием в том, что рука с клинком отводится немного вправо, что позволяет выставить более горизонтальное лезвие.
Урок 5.Общие моменты и поведение
Перейдем собственно к самим моментам боя, что следует и не следует выполнять.
- Не следует чрезмерно думать над ударом. Не надо забывать, что бой идет в реальном времени, и в реале у вас нет возможности вообще толком думать. --- Не стоит забывать о полученных повреждениях и ситуации, разворачивающейся в бою на данный момент.
- Не надо забывать про физические особенности организма. Прыжки через противника, бег по катанам и прочие маразмы лишь вызовут смех.
- Учитывая особенности мира, если заранее не оговорено, следует принимать, что скорость, физическая сила, выносливость и прочие физиологические аспекты, исключая расовые, одинаковы. И решающий фактор в бою – мастерство и умение.
- Не стоит ссылаться на прием, который вы не знаете как делается.
- Все пробиваемых мечей и непробиваемых доспехов нет.
- Во время боя следует по максимальной детальности описывать действия, не забывая в это же в время о времени и длине постов.